Обработка дерева под старину

  Старина всегда была в цене. Дизайн интерьера «под старину» - очень популярный стиль. Он создает впечатление уюта, солидности. Сейчас существует целая индустрия изготовления «старинных» предметов. Многим любителям старины реальная старина не по карману, но грамотная имитация их вполне устраивает. Задача облегчается тем, что в старину в интерьере и при строительстве широко использовалось натуральное дерево, как для изготовления мебели, так и для отделки пола, потолка и стен. Если детали из древесины в интерьере выполнены в старинном стиле, то стиль будет диссонировать со свежестью материала. Более эстетичным и логически завершенным оно будет выглядеть, если древесина также будет выглядять старой.

fragment_barnogo_stola.jpg

  Состарить можно все деревянные изделия: от мебели и скульптуры, до паркета, половой доски, балок, деревянной обшивки стен и потолка. Проще всего с половой доской, паркетом и деревянной облицовкой, так как их поверхности плоские. При состаривании поверхностей полок, мебели, скульптур, шкатулок и сундучков необходимо повышенное внимание и сноровка.

Перечислим основные признаки старого дерева:

- от старости дерево темнеет;

- структура его поверхности, обтираясь, становится более рельефной, подчеркивая неоднородную структуру натурального дерева;

- цвет дерева становится неравномерной, оно покрывается патиной;

- старинное дерево несет на себе следы былых повреждений, в частности жуками древоточцами;


- если деревянные поверхности были покрыты краской (стиль «Прованс»), то со временем краска покрывается тонкими трещинками – кракеллюром.

sunduk._stil_provans_0.jpg

Основные методы искусственного состаривания древесины:

- браширование;

- обжигание;

- обработка морилками (лессирование);

- вощение и полировка;

- нанесение механических повреждений;

- придание потертости;

- окрашивание;

- кракелюр.

Состаривание неокрашенной древесины

  Одним из самых распространенных, но, в то же время, эффективных способов состаривания древесины является браширование. Название метода происходит от английского слова «браш», что означает кисть, щетка. Метод основан на том, что структура дерева неоднородна. Она состоит из чередования более мягких и пористых колец-слоев древесины и более плотных. На доске эта структура выглядит полосами. Со временем более мягкая часть древесины сильнее изнашивается, и поверхность дерева приобретает структурированную форму, повторяющую узор натуральных слоев. При искусственном состаривании поверхность дерева обрабатывают металлической щеткой, которая выбирает на глубине одного или нескольких миллиметров более мягкие слои дерева, имитируя структуру поверхности, состаренную временем. Щетка может быть ручной, а может быть механической, насаженной на болгарку или перфоратор. Далее, желательно дополнительно обработать поверхность более мягкими и тонкими абразивными щетками, чтобы убрать шероховатости и сколы, грозящие занозами. 

stul_v_stile_kantri-2_0.jpg Потемнения цвета доски можно добиться с помощью пропитки морилками различных цветов, битумными маслами, специальными лессирующими прозрачными красками, впитывающимися в дерево. Причем более пористые, глубокие слои принимают больше краски и становятся еще темнее, эффектно дополнительно подчеркивая натуральную структуру древесины. Хороший эффект дает протирка еще влажной покраски губкой, дополнительно осветляющая выступающие более твердые слои. После высыхания красителя, можно дополнительно обработать выступающие слои шкуркой.


Еще более подчеркнуть структуру и добиться дополнительной декоративности можно втиранием в углубления различных цветных и металлизированных паст.

 После получения нужного цвета и декора древесины, хорошо обработать ее воском или воскосодержащей пастой, с последующей затиркой. Недостатком данного метода является необходимость периодического ухода за такой поверхностью дополнительной натиркой. Хорошим решением является лакирование акриловыми матовыми лаками. Браширование хорошо сочетать с предварительным обжигом поверхности древесины. Делается это газовым паяльником, паяльной лампой или фефкой. Обжигание ведется до сплошного черного цвета, но на небольшую глубину. После этого, поверхность брашируется, протирается абразивной щеткой или шкуркой. Обожженная древесина имеет теплый натуральный цвет, причем более мягкие и пористые слои прогорают глубже. Далее следует обработка патинированием или морилками с последующим лакированием.

  Браширование можно применять только к мягким сортам древесины с выраженной слоистой структурой. Чаще всего это сосна, ель. Совершенно не подходит для браширования мягкая древесина липы, не имеющая ярко выраженной структуры. Более твердые породы, например дуб, проще состаривать пропитывая битумным лаком. Битумный лак впитывается в структуру, подчеркивая фактуру дерева цветом и тоном. Однако он требует закрепления спиртовым шеллачным лаком. Покрытие битумным лаком позволяет состарить не только деревянные, но и металлические и металлизированные поверхности. Однако покрывая поверхность битумным лаком нужно торопиться с протиркой, высветляющей выступающие части деталей, так как битумный лак, являясь прекрасным патинирующим составом, имеет очень насыщенный и плотный темно-коричневый цвет.

Состаривание окрашенной древесины

  Такой стиль, как «Прованс» предполагает сплошную покраску деревянной поверхности. В этом случае прекрасный результат может быть получен с помощью использования односоставного или двусоставного кракелирующего лака. Кракелюр – это явление растрескивания красочного слоя со временем из-за неравномерности усадки красочного слоя. Обычно, при соблюдении технологии покраски или живописи кракелюр возникает по истечении столетий. Но его можно вызвать искусственно с помощью нанесения специального лака между двумя слоями краски. Тогда растрескивается верхний слой. Либо нанесением двух слоев лака различного состава. В этом случае можно получить кракелюр без нарушения поверхностного слоя дерева. Старые деревянные изделия несут на себе «шрамы» лет, которые можно имитировать с помощью стамески или молотка со сферическим бойком. Работу шашеля и других древоточцев можно имитировать, вбивая тонкие гвозди или шурупы.

derevyannye_ramki_1.jpg

Заключение

  Дерево можно эффектно состарить множеством методов, но для того чтобы получить правдоподобный результат нужна умеренность, деликатность, наблюдательность и навык. Лучше всего это получается у тех, кто хоть однажды видел действительно старинную вещь из дерева. Держал ее в руках, внимательно разглядывал. Тогда, потренировавшись, можно получить замечательный эффект. Но, если позволяют средства, эту работу следует поручить профессионалу-декоратору.